Международный Фестиваль СЛОВО И ТЕЛО 2007 Международный Фестиваль СЛОВО И ТЕЛО 2007
Современные формы танца, искусства импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой
english
Идея фестиваля и краткая история
Галерея Оргкомитет
Архив фестиваля ТЕКСТЫ Полезные ссылки

ТЕКСТЫ

Ольга Сорокина 

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ТАНЦА: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ОБРАЗА В ТЕЛО.

Тезисы доклада

Сведения об авторе:

СОРОКИНА Ольга Андреевна – ст. преп. Каф. Высшей математики СПбГЭУ, директор Международного Фестиваля «СЛОВО И ТЕЛО: современный танец, искусство импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой».

e-mail: lesnayao@yandex.ru моб. Тел. +7(911)913-8439

В наступившей пандемии исполнительские искусства ушли в онлайн. При этом сценический танец стал даже доступнее: многие театры именно теперь выкладывают в интернет записи спектаклей. Но что происходит с теми, кто танцует сам, чей продукт – не визуальный контент, а кинестетическое чувство, мышечная радость, удовольствие от движения?

С одной стороны, многие проводят онлайн тренинги; появились онлайн конференции по т. н. соматическим направлениям (например, «The embodiment conference», собравшая ровно тысячу докладчиков, вещающим одновременно по 10 каналам [1]). С другой стороны, танцоры оказались в единственно доступной позиции по отношению к зрителю, когда танец никто непосредственно не видит. Зритель может появиться лишь опосредованно, через камеру и экран. Тогда на первый план выходит внутренняя техника: то, что рождает движение, его ощущение, логика, его взаимодействие с окружающим миром. Именно сейчас интернет наполнился удивительными по тонкости, неожиданности и глубине соло, такими, где человек танцует наедине с природой, с архитектурой, с интерьером [2] [3][4]. А московская актриса Женя Андрианова предложила «селфи-танец», где камера не является взглядом извне, она смотрит не на танцора, а со стороны танцора [5].

Такие работы появлялись и раньше, но ещё никогда ситуация не складывалась с таким перевесом в пользу внутреннего танца, где зритель – ландшафт, архитектура, природа, сам танцующий. Именно на внутреннем танце фокусируется внимание таких дисциплин, как: Body-mind centering [6] (переводимой обычно как «Психо-соматическое центрирование»), Authentic Movement (Аутентичное движение) [7] [8], контактной импровизации [9][10], где один из программных текстов основателя дисциплины Стива Пэкстона так и называется: «Заметки о внутренней технике» (Drafting Interior Techniques) [11] [12], а в книге Синтии Новак «Поделиться танцем» (Cynthia J. Novack “Sharind the Dance”)[13] среди других важнейших принципов провозглашаются «ощущение движения изнутри» и «позволить танцу случиться» [14].

Благодаря связанному с пандемией вынужденному уединению, произошло следующее: танец, переселившись в сеть, не удалился от танцующего, не разделил, а соединил, смешал танцора и зрителя.

1. [Электронный ресурс] https://theembodimentconference.org/ (дата обращения: 9.11.2020)

2. [Электронный ресурс] https://www.facebook.com/hashtag/pijamadancepractice (дата обращения: 9.11.2020)

3. [Электронный ресурс] https://www.facebook.com/olga.tsvetkova/videos/10224907620264125 (дата обращения: 9.11.2020)

4. [Электронный ресурс] https://www.facebook.com/hashtag/dancestalkingmsk(дата обращения: 9.11.2020)

5. [Электронный ресурс] https://yadi.sk/i/z0fvk1alodyIOQ?fbclid=IwAR394NnlzV7Gaft8LcbBEnBafhlQKGYUH87DXVB5_24Kv0HzxjT2L9xl6u0 (дата обращения: 9.11.2020)

5. [Электронный ресурс] https://www.bodymindcentering.com/ (дата обращения: 9.11.2020) (дата обращения: 9.11.2020)

6. [Электронный ресурс] http://authenticmovement.ru/?page_id=6 (дата обращения: 9.11.2020)

7. [Электронный ресурс] https://psyjournal.ru/articles/autentichnoe-dvizhenie-i-mudrost-tela (дата обращения: 9.11.2020)

8. [Электронный ресурс] http://www.contactimprovisation.ru/articles/podrobnee.php?nomer=40 (дата обращения: 9.11.2020)

9. [Электронный ресурс] http://www.bodyword.spb.ru/gravity.htm (дата обращения: 9.11.2020)

10. [Электронный ресурс] https://www.academia.edu/40601487/Steve_Paxton_Drafting_Interior_Techniques (дата обращения: 9.11.2020)

11. [Электронный ресурс] http://girshon.ru/article/zametki-o-vnutrennej-tehnike-stiv-pekston/ (дата обращения: 9.11.2020)

12. Cynthia Jean Novack (1990) Sharing the Dance: Contact Improvisation and American Culture. University of Wisconsin Press. ISBN 0-299-12444-4

13. [Электронный ресурс] http://www.contactimprovisation.ru/articles/podrobnee.php?nomer=40 (дата обращения: 9.11.2020)